Страдание — это хорошо или плохо?

Действительно, страдание — это проявление хорошей или проявление дурной кармы? Потому что порой, страдание приводит человека к Богу, приводит его к тому, что он становится каким-то жертвенным или хорошим человеком. Давайте с этим разберемся.

Сначала надо понять, что сами по себе законы кармы являются проявлением любви Бога по отношению к каждому из нас. Он подобен отцу. У многих из вас есть дети, и вы хорошо к ним относитесь. Когда ребенок совершает какой-то проступок, допустим он засовывает палец в розетку, или кошку в розетку. Он не понимает, что это нехорошо. Но для того, чтобы у ребенка осталось впечатление, что этот поступок неправильный, что этот поступок приведет, в конце концов, к деградации этого ребенка, надо четко обозначить, что это неправильно. Поэтому родители наказывают ребенка, чтобы у него это отложилось. Если этого не сделать, он никогда даже не поймет, что это нехорошо. Он всегда будет так делать. Он будет думать, что это нормально: «Смотрите, как она верещит, эта кошка. Как замечательно это». Хороший, любящий родитель не хочет, чтобы ребенок вырос в звереныша. Он останавливает его и говорит: «Это нехорошо». Он ставит его в угол или объясняет, в зависимости от ситуации, насколько будет эффективно. Ребенок понимает: «Это нехорошо, меня за это ругают». Этот поступок называется не «дурная карма», а «реакция за дурной поступок». Плохая карма — это реакция за дурной поступок. Она на самом деле не плохая, она просто реакция.

Когда ребенок совершает хороший поступок, допустим он погладил кошку, накормил ее конфетками, кошка улыбается, и, чтобы запечатлеть в сознании ребенка, что это хороший поступок, родители говорят: «Какой умный у меня мальчик, какая хорошая у меня девочка, вот тебе конфетка, накорми еще кошечку». И тогда у ребенка появляется понимание, разум крепнет: вот это хорошо, а это плохо. И постепенно формируется взрослый хороший человек.

Точно также Творец. Он создал эти законы для того, чтобы помочь человеку сформировать правильное мировоззрение. И идеал, к которому законы кармы пытаются привести - это идеал любви. В этом мире, когда человек идет в сторону эгоизма, законы кармы, законы Творца его наказывают за это. Когда человек идет в сторону жертвенности, то законы кармы награждают, поощряют его.

Так вот когда к нам приходят последствия наших эгоистичных поступков, это называется «плохая карма». На самом деле это тоже хорошо, это тоже милость, это тоже забота Бога о нас. Но технически это называется «плохая карма».

Второй момент, когда к нам приходит плохая карма, есть два вида реакций.
Первый вид реакции, когда человек понимает: «Я сделал что-то не так, мне нужно исправиться, мне нужно поработать над собой, мне нужно измениться. Это урок». Такая реакция на плохую карму — это правильная реакция. Тогда получается, что такая реакция на плохие поступки возвышают человека. Человек извлекает урок, и цель этого исправительного мероприятия была достигнута. И это хорошо, это правильно.

Другой вид реакции на боль, это когда человек обижается, гневается, использует это как повод совершать еще более дурные поступки. В пионерлагере у меня была ситуация. Я вышел на улицу, ищу свои тапочки, а их нет. Тут приходит мальчик в моих тапочках. Я говорю: «Почему ты взял мои тапочки?». Он отвечает: «А что? Мои тоже кто-то взял». Вот это типичная реакция. Со мной так сделали, и я сделаю еще хуже. Но подождите, с тобой так сделали, потому что ты когда-то сделал неправильные вещи, тебя теперь наказывают. Глупый человек не понимает этого. Он пользуется этой болью для оправдания еще большей боли по отношению к другим людям. Когда человек вот так реагирует, когда эта реакция, уроки, не помогли ему, тогда будет еще больше уроков.

От чего зависит, что одни люди правильно воспринимают дурную карму, они учатся, они благодарят за это, а другие люди воспринимают плохую карму, как оправдание своих дурных поступков в будущем? «Бхагавад-Гита» говорит нам, что это зависит от благочестия человека. Благочестивый человек — это человек, который в прошлом соприкасался с духовным знанием, с мудростью. У него есть понимание, что за всем этим стоит кто-то, и, соответственно, не случайно здесь все происходит, какой-то смысл в этом есть. Когда такому благочестивому человеку приходят трудности, это возвышает его, он извлекает уроки, и это может его укрепить, сделать сильнее, и, в конце концов, он может встать на духовный путь. Тогда как, если неблагочестивый человек встречается с трудностями, это не очищает его. Это приводит к озлоблению такого человека, к тому, что он оправдывает свои дурные эгоистичные поступки тем, что вот со мной тоже так поступают.

 

Смотреть видео-ответ Олега Сунцова Вы можете по этой ссылке.

Поделитесь этим материалом:

Поделиться
2
Рубрики
> Все категории
> Смотри
> Слушай
> Читай
Проекты Олега Сунцова

Этот сайт принадлежит частному лицу, не являющемуся представителем никакой религиозной организации.
Все материалы на данном сайте публикуются в образовательных целях.
Владелец сайта не преследует цели вовлечения его посетителей в какую-либо религиозную организацию (религиозное объединение).

M
Карта сайта
#s=2&pid=73